Экзотика в европейской архитектуре

В 1671 г. в Версале двор Людовика XIV увидел турецкое посольство Солимай-аги. «Прием был организован следующим образом: во-первых, турок заставили очень долго ждать, а во-вторых, приняли их в галерее нового дворца, убранной со сверхъестественной пышностью. Король сидел на троне, и на короле был костюм, на котором бриллиантов было на четырнадцать миллионов ливров. Но опытный дипломат Солиман-ага удивил французский двор гораздо более, чем рассчитывали удивить его самого. У Со-лимана было такое выражение лица, будто в Турции все носят костюмы, на которых бриллиантов на четырнадцать миллионов ливров… Поведение турецкой делегации не понравилось королю… и драматургу было приказано непременно внести в пьесу шутовскую турецкую сцену».

Мольер включил ее в своего «Мещанина во дворянстве», но этим дело не ограничилось. Министр Кольбер принял меры, чтобы впредь декорации, в которых должен был являться король перед иноземцами, содействовали успехам французской   дипломатии.   Он предложил так много комнат по французской моде, лучше было бы украсить их в манерах, которые любят разные народы мира — турецкой, персидской, индийской — и, точные копии орнаментов, которыми украшают эти народы свои дворцы, но и предпринять исследования, какова у них мебель и все другие предметы обихода, и в результате все иностранцы найдут удовольствие открыть у нас… свою собственную страну и все величие мира, заключенное в одном дворце. Такова одна из легенд о рождении восточной экзотики в европейской архитектуре.

Можно найти еще много других путей, какими восточная мода проникла а зодчество Запада XVIII столетия. В течение этого века едва ли не во всех европейских дворцах появились залы, отделанные в китайском духе. Несколько парадных резиденций получили экзотические черты и в экстерьере: их украсили высокие, загнутые по краям крыши, необычная скульптура, яркие наружные росписи.

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *